Экспрессионизм
авангардное направление в мировом изобразительном искусстве, литературе, кинематографе, музыке и театре, новое трагическое мировоззрение и целый свод многозначительных мотивов, символов и мифов. Экспрессионизм раскрывает самые тяжелые переживания автора на пике сильнейшего эмоционального напряжения.
Суть течения
заключается в использовании искажения изображаемых предметов с целью раскрыть субъективное мнение художника о каких-либо событиях. Экспрессионизм стал не только новым авангардным течением, но и новым трагическим мировоззрением и целым сводом символов.
Основная задача экспрессионизма
состоит в том, чтобы показать зрителю эмоции автора и его искренние реакции на предметы и события, изображаемые им на холсте.
История экспрессионизма

В 1905 году Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф - студенты архитектурного факультета Высшей технической школы в Дрездене создали творческое объединение "Мост", деятельность которого положила начало экспрессионизму.

Корни течения уходят в творчество британского живописца Уильяма Тёрнера (1775-1851). В его работах хаос смешивался с безмятежностью, темное со светлым. Ни цвет, ни форма его картин не были «фотокарточкой» реальности. Тёрнер в первую очередь писал стихийное, неуправляемое, потоковое, а после уже появлялись формы, границы, и стихия принимала очертания. Его уникальный стиль предшествовал появлению первых экспрессионистских работ.

Портрет Уильяма Тёрнера
Экспрессионизм возник как болезненная острая реакция на Первую мировую войну, революционные движения, уродства капиталистической цивилизации.

Поколение, на котором Первая мировая война оставила неизгладимый след, воспринимало действительность через призму отрицательных эмоций: страха, горечи, тревоги и разочарования.

Экспрессионисты противопоставили эстетизму и натурализму творчество, оказывающее более сильное эмоциональное воздействие на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.

Мы, молодые, — залог будущего, хотим добиться свободы в жизни и в сопротивлении отжившим установкам стариков. К нам принадлежит каждый, кто непосредственно и искренне выражает то, что понуждает нас творить
из программы экспрессионистского объединения "Мост"
Главные деятели течения
Эдвард Мунк
норвежский художник, живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма

Художник, считающийся одним из основателей течения, но не причислявший себя ни к одному из существующих.
Его художественный мир, наполненный тяжелыми воспоминаниями из детства и взрослыми травмами, страшный и враждебный, оказался интересен целому поколению молодых художников десятки лет спустя, близок их мировоззрению.

Он переносил на полотна внутренний мир людей, делая это по наитию, чувствуя, что не может иначе.
Эрнст Людвиг Кирхнер
немецкий художник, график и скульптор, основатель авангардного художественного объединения «Мост»

Вместе со своими единомышленниками и друзьями Эрнст Кирхнер заявил о начале масштабного строения виртуального моста из готического средневекового искусства в будоражущее воображение искусство будущего.

В 1914 году художник идет добровольцем на войну, но возвращается в Берлин через год, будучи уволенным из армии из-за тяжелого психического расстройства.
Врачам понадобились годы чтобы снизить принимаемые художником дозы морфия до допустимых значений, а нервные срывы, паралич и боли преследовали Эрнста Кирхнера до самой смерти.

Тяжелое состояние художника перемежалось с большим количеством успешных выставок и финансовых подъемов. Участие в военных действиях выплеснулось в совершенно новых художественных мотивах, экспрессия боли и страданий максимально полно отражена в работах того периода.
Эмиль Нольде
ведущий немецкий художник-экспрессионист, участник художественного объединения «Мост», гравер и талантливый акварелист

Творческий путь художника начался с лирических зарисовок природы родного края и резьбы по дереву. Художник не стремился стать интеллектуалом, так и не получив академического образования.
Всю свою жизнь он занимался духовными поисками, любовными историями, переживал периоды то алкогольного и наркотического исступления, то глубокой религиозной рефлексии.

В произведениях Эмиля Нольде формы гротескны, а краски предельно контрастны и интенсивны, в привычных этому миру обстановках появляются фантазийные существа с рогами, лапами, зубами и дикими гримасами.

Акварельные пейзажи Нольде избавлены от прозрачности и легкости, насыщены густыми слоями беспокойных сочетаний цветов.
Экспрессионизм в литературе
Некоторые искусствоведы считают, что экспрессионизм в литературе выразился даже ярче, чем в живописи и графике.
Как литературное движение экспрессионизм активнее всего развивался в Германии, в период между 1910 и 1924 годами.
Еще до того как термин прижился, активную деятельность начинают вести экспрессионистские журналы, среди которых выделяются Die Aktion (с нем. "Действие, акция") и Der Sturm (с нем. "Штурм"). Издания стали рупорами новой немецкой литературы, площадками для знакомства издателей с перспективными авторами.
Представители литературного экспрессионизма
Альберт Эренштейн
австрийский писатель и поэт, критик, ярчайший представитель литературного экспрессионизма

Автор стихотворений и культурно-критических эссе. Переводил китайскую поэзию. Переработал и издал легенды Африки
Был стойким противником войны, с этим связано большое количество произведений.
Георг Тракль
австрийский поэт, писатель и драматург, чье творчество было оценено по достоинству лишь после смерти

В его поэзии можно найти много христианских образов, мотивов и тем. Большое влияние на него оказала война. Балансируя на грани расстройства психики поэт сумел оказать огромное воздействие на немецкоязычную поэзию. Был новатором в экспрессионизме.
Леонид Андреев
русский писатель, родоначальник русского импрессионизма, поэт и драматург

Его произведения возмущали современников, вызывали споры и дискуссии.
Максим Горький говорил, что Леонид Андреев «был талантлив, особенно во всем, что касалось темных сторон жизни».
Только спустя годы писатель занял заслуженное место среди лучших русских писателей Серебряного века.
Георг Гейм
немецкий поэт, прозаик, драматург, ключевая фигура раннего экспрессионизма

Война и смерть, жизнь мегаполисов были главной темой его стихотворений. Также многие стихи и прозаические произведения Гейма посвящены историческим сюжетам.

Главными фигурами писателей-экспрессионистов были символически усложненные образы, полные трагизма в связи с крахом миропорядка. Многие работы того периоды выражали протест против материалистической тенденции, к которой в то время стремилось человечество.

Одной из важнейших тем произведений первых писателей-экспрессионистов были ужасы войны, которая не могла не вызвать у творческих людей страх, ненависть и полное отрицание происходящего.


Рассказ Леонида Андреева "Красный смех" был откликом писателя на ужасы Русско-японской войны (1904-1905). Произведение было написано автором за девять дней, в состоянии тяжелейшего эмоционального напряжения, сопряженного с галлюцинациями. Писатель просиживал ночи без сна, движимый желанием выплеснуть своё личное отношение к реальным событиям в рассказ.

Это произведение было попыткой пробудить дремлющие чувства равнодушной толпы, воззвать к состраданию человеческому горю. Андреев, будучи талантливым экспериментатором и удивительно творческим человеком, нашел новый способ донести свои переживания до равнодушной толпы, придя к экспрессионизму - "искусству крика".
Стихотворение Георга Гейма "Война" (в переводе М.Л.Гаспарова)
Она восстала, восстала от долгого сна.
Из-под глубоких сводов восстала она.
Высится в сумерках, безвестна и велика,
И стискивает месяц черная ее рука.

На шумные города, на дальние их дома
Холодом и сумраком ложится чужая тьма.
Круговороты базаров застывают как лед.
Стало тихо. Все смотрят. И ни один не узнает.

Тронула на улице тебя за плечо она.
Вопрос. Ни слова в ответ. Только в лице белизна.
Плачется в далях неведомый робкий стон.
Бородки на подбородках трясутся со всех сторон.

Она вздымается в гору, начинается ее игра.
Она кричит во весь голос: "За дело, бойцы, пора!"
Она пускается в пляс, ее обычай таков.
Гремят на ее ожерелье тысячи черепов.

Она вознеслась, как башня, в последнем пожаре дня.
Реки струятся кровью, красною от огня.
Трупы без счета покрыли береговую гладь.
Белые птицы Смерти слетаются их клевать.

Синим потоком пламени круглые стены горят.
На языке оружия улицы говорят.
В воротах трупы на трупы грудой до высоты.
Под тяжестью убитых проваливаются мосты.

Красные псы пожаров рыщут в ночных полях.
Тысячью диких глоток они подымают страх.
Черные силы ночи одолевают мир.
Страшным кольцом вулканов обагрена их ширь.

По сумеречной равнине огненные языки
Дрожат без числа и счета, как красные колпаки.
Все, что кишит в закоулках по селам и городам,
Она сгребает в кучу на пищу своим кострам.

Жгучее их пламя жрет за лесами леса.
Желтые летучие мыши взвиваются в небеса.
А она кочергою ворочает, как кочегар,
Чтобы такими поленьями жарче пылал пожар.

Испепеленный город тонет в желтом дыму,
Проваливаясь в бездонную и безголосую тьму.
Над тлеющими руинами стоит она во весь рост,
Трижды вздымая факел до самых звезд.

Отсвет его ложится на рваные облака.
Мертвая и холодная, тьма для него низка.
Ночь иссохла от жара, выжженная огнем.
Падают прах и пламя на Гоморру и на Содом.
Экспрессионизм в художественной культуре
Экспрессионистов не устраивала привычная нам реальность, не интересовала современность - их творчество наполняет мистика, оно экзотично, ветхозаветно.

Произведение "Крик" Эдварда Мунка - знаковая композиций, прекрасно отображает всю суть экспрессионизма.

Пронзительное сочетание оттенков, нечеловеческие, пугающе абстрактные силуэты, обобщённый, но очень эмоциональный пейзаж на фоне. Алое небо рождает в душе зрителя чувство тревоги, расплывчатые фигуры в дали делают изображение бездушным, раздражающе шатким.

Кричащая в отчаянии фигура в центре - самая волнующая часть работы. Занимая немного места, она всё же притягивает основное внимание.
Это мистическое существо вызывает у зрителя целую кипу безрадостных эмоций, ощущение обречённости, страх перед смертью, болью, одиночеством.

Эдвард Мунк "Крик", 1893-1910
Количество идей о том, что послужило вдохновением для написания такого экспрессивного произведения, неимоверно велико.

Есть исследователи, убежденные, что прообразом фигуры на холсте Мунка является латиноамериканская мумия, хранящаяся в музее естествознания во Флоренции в настоящий момент. Стоит отметить, что сходство образов действительно впечатляет.

Яркое небо, изображенное Эдвардом Мунком, может оказаться не оригинальным решением автора, а редко встречающимся в Норвегии природным явлением, которое художник мог наблюдать воочию. Необычные оттенки на небе могли появиться из-за преломления солнечного цвета в крошечных ледяных кристаллах. В такие моменты облака становятся перламутровыми.
Другая группа исследователей, утверждает, что причиной яркого кроваво-красного заката могло стать, произошедшее в 1883 году извержение вулкана Кракатау. Всплеск природной энергии и последствия вулканической активности якобы вызвали масштабные изменения в стратосфере и повлияли на цвет неба в разных уголках мира.

И, основная деталь произведения - крик, отображенный Эдвардом Мунком на холсте, мог быть действительно услышан им. Только кричала, по очередной теории, не природа, как выразился живописец, а животные со скотобойни, расположенной неподалёку.
Другим предполагаемым источником крика могли служить пациенты психиатрической больницы, находившейся рядом с мостом, на котором Эдвард Мунк стоял, пораженный новой идеей для произведения.

Во всяком случае, очевидным является то, что произведение было создано на пике эмоционального напряжения и ярко раскрывает зрителю тяжелейшее внутреннее состояние художника.
Перуанская мумия в Музее человека в Париже; перламутровые облака; локация картины Эдварда Мунка в наши дни (Парк Экеберг, город Осло, Норвегия)
Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк "Убийца", 1910

Выразительность в работах экспрессионистов своеобразна.
Она образована деформированными телами; светящимися на контрасте красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура.

Эрнст Людвиг Кирхнер "Автопортрет в солдатской форме", 1915
Эмиль Нольде «Осеннее море», 1910
Экспрессионизм в современном искусстве
Долгое время творчество экспрессионистов подвергалось яростной критике.
Часто негативные, неприятные, сложные для восприятия работы только отталкивали зрителя, не вызывая желания выискивать глубину эмоций в произведениях. Испытывать наслаждение от такого творчества многим кажется сложным и в наше время.
Но экспрессионизм удивителен тем, что каким бы сомнительным его не считали, на смену ему не пришло ни одно новое течение.

Виктор Калинин "Вечер в Залесово", 2007
Противопоставить экспрессионизму какой-либо другой стиль действительно сложно. К тому же нереально загнать его в определенные временные рамки, ведь главная задача экспрессионизма - выражение эмоций художника, которые не устаревают, не могут перестать быть актуальными.

Современный экспрессионизм существует также в виде различных направлений. Например, некоторые его черты имеются в современном абстракционизме, примитивизме и стиле фэнтези.
Литературные произведения экспрессионизма используются современными авторами как фундамент, вдохновение. Темы произведений писателей экспрессионистов в наши дни актуальны как никогда.
"Покидая своё тело,как пожарище в смертном бою,
Наблюдая,как тональность,уходящую веру свою,
Покрывая площадями неприступную гордость в гранит,
Разворачивая знамя одиноких сердец и границ.

Цивилизация построила июль,на жёлтых пальцах чёрная смола,
И близко осень,и на асфальте мёртвая пчела...
И металлический не плачет дом,хотя в нём вешаются столько лет,
Непобедимо сострадает мне и продолжает падать чёрный снег.

Дольше
Живите дольше
Живите дольше
Рожайте больше
Красный смех гуляет по стране."

Советская и российская рок-группа Гражданская оборона - песня "Красный смех".

Текст песни включает отсылки к произведению писателя-экспрессиониста Леонида Андреева (1871-1919)
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website