Кубизм
авангардное направление в мировом изобразительном искусстве, литературе и кинематографе, которому свойственно отрицание трехмерной реальности, изображение композиции разложенной на простые геометрические фигуры, отказ от перспективы, светотени, оптического реализма в творчестве с целью дать зрителю мгновенное чувственное восприятие
Основная задача кубизма
посредством искажения форм передать натуру предмета изображения как можно полнее, точнее, дать зрителю осознать истинную пластику объекта.
Суть течения
кубизм отрицает все правила перспективы и светотени, подчиняет все неясные и мелкие формы композиции, придавая им геометрическую простоту и ясность.
Когда мы обнаружили кубизм, у нас не было цели обнаружения кубизма. Мы только хотели выразить то, что было в нас.
Пабло Пикассо
История кубизма

Анри Матисс "Радость жизни", 1905-1906
В XX веке народ требовал перемен во всём,менялась политическая и экономическая ситуация, сфера искусства адаптировалась под происходящие изменения.

Осенью 1906 года Пабло Пикассо впервые увидел картину французского художника Анри Матисса "Радость жизни". Яркое, дерзкое произведение, воплощающее уникальное представление художника о роли света и цвета, произвело фурор среди зрителей.


Анри Матисс осуществил тогда революцию цвета, а Пабло Пикассо стремился провести революцию формы. "Цвет ослабляет!" - говорил художник. Его целью было создать не менее впечатляющее произведение.

Увлеченность африканским искусством и магической культурой Пиренейского полуострова, а также долгие поиски в направлении примитивизации формы привели Пикассо к скорому созданию картины, связанной с его жизнью в Барселоне.

Невыразительные, грубые, дроблёные фигуры Авиньонских девиц стали шокирующим и неожиданным, новым для Пикассо произведением. Коллекционеры, любившие творчество художника, критики со всего мира - все сокрушались и негодовали.

"Авиньонские девицы", Пабло Пикассо, 1907

"Дома в Эстаке", Жорж Брак, 1908
Но на смену прежним коллекционерам пришли новые, сумевшие оценить новаторство Пикассо.
Его картина сильнейшим образом повлияла на дальнейшее развитие искусства.

Художники, находящиеся в центре авангардистского движения, обратили свое внимание, пригляделись к произведению. Многие написали свои "ответы" Пикассо. Андре Дерен и Жорж Брак под влиянием Авиньонских девиц окончательно отказались от фовизма Анри Матисса и перешли под знамена зарождающегося течения Пикассо.

Тогда же, в 1907 году, французский художник Жорж Брак создает серию картин, которую художественный критик Луи Воссель описывает фразой “bizarreries cubiques”, что в переводе с французского означает “кубические причуды”.

Считается, что термин кубизм был присвоен данному течению именно тогда.
Главные деятели течения
Пабло Пикассо
испанский художник, график и скульптор, один из основоположников кубизма

После своей первой выставки в 1901 году Пабло Пикассо становится основной фигурой в западном художественном мире.
Творчество художника делится на несколько этапов, Пабло Пикассо неустанно пробует новое, его внутреннее состояние меняется стремительно, то же происходит и на его полотнах. Мы можем наблюдать изменение цветовой гаммы; изображаемых образов; общего настроения композиции; манеры и стиля письма.
Начиная с 1910 года Пабло Пикассо и Жорж Брак ведут активную работу над созданием и развитием кубизма.
Жорж Брак
французский художник и скульптор, один из основоположников кубизма

Жорж Брак обучался в Школе изящных искусств в Париже, в 1905 году увлекся творчеством Анри Матисса, а в 1907 на его творчество стала оказывать значительное влияние деятельность Поля Сезанна и Пабло Пикассо.

В композиции работы художника заметна особенная декоративность и конструктивность.
С 1910 года Жорж Брак начинает тесно сотрудничать с Пабло Пикассо. Вместе они активно закладывают основу для нового художественного течения. Жорж Брак также развил идеологию кубизма, выделил и обосновал главные идеи нового течения.
Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за что-то неизменное. Вещи в себе вовсе не существует. Они существуют лишь через нас
Жорж Брак

Поль Сезанн

французский художник-живописец, один из наиболее ярких представителей течения

Первый период кубизма назван “сезанновским”, потому что в это время художники-кубисты продолжали эксперименты Поля Сезанна с перспективой, формой и поиском новых композиционных решений.

Новый чёткий взгляд, прямая передача предмета на холст, эффективность и надёжность познания изображаемого - главные особенности идеологии самого Поля Сезанна.

Сезанн считал кубизм способом непосредственного соприкосновения с истиной, не укладывающейся в рамки общественного мнения.
Кубизм в художественной культуре
Зарождение и развитие кубизма в художественной культуре можно проследить, изучая творчество одного из основоположников данного направления - испанского и французского художника, скульптора, графика, дизайнера, театрального художника-оформителя и керамиста Пабло Пикассо.
Пабло Пикассо
Творчество Пабло Пикассо делится искусствоведами на несколько основных периодов:
  • голубой период (1901 - 1904)
  • розовый период (1904 - 1907)
  • рождение кубизма (1907 - 1920)
  • возвращение к реалистическим формам, работа в разнообразных направлениях ( с 1920-х годов)
1901-1904
Голубой период

Пабло Пикассо "Нищий старик с мальчиком", 1903

В это время Пабло Пикассо создает работы, несущие печать меланхолии и печали. На них он поднимает темы старости, нищеты, обреченности, немощности, беспомощности. Персонажами произведений того периода становятся бродяги, больные и нищие, пожилые и покинутые люди, проститутки, алкоголики.
Они написаны в холодной, голубо-зелёной гамме, тела героев удлинены и изломаны.
1904-1907
Розовый период
Пабло Пикассо "Девочка на шаре", 1905
Во время "Розового периода" общее настроение работ художника становится лиричнее, герои немного веселее, их судьбы светлее. Композиция наполняется золотисто-розовой дымкой, фигуры становятся мягче и естественнее. Часто изображаемыми образами являются цирковые артисты: комедианты, арлекины, акробаты. Приятные розовые и голубые оттенки чутко передают настроение автора.
1907-1920
Рождение кубизма
Переломным моментом в творчестве 1905-1907 годов становится портрет Гертруды Стейн, над которым Пабло Пикассо работает около года.
После более чем 80 сеансов позирования, Пикассо сказал натурщице, что не видит её лицо, когда смотрит ей в глаза.

Художник оставил работу, но через некоторое время вернулся к написанию портрета, перестав бороться с собой, и создал произведение по памяти в уникальном кубическом стиле.

Когда Гертруда Стейн увидела портрет, то назвала его единственно правдивым изображением себя.


Пабло Пикассо "Портрет Гертруды Стайн", 1905-1906
Следующей яркой работой, выполненной в новом стиле, являются "Авиньонские девицы" (1907). После этого Пабло Пикассо долгие годы создает массу произведений, закладывая фундамент для нового течения.
Период кубизма в творчестве художника в свою очередь разделяется еще на несколько временных периодов:
  • "африканский" период (1907-1909)
  • "аналитический" период(1909 - 1912)
  • "синтетический"период (1912 - 1917)
1907-1909
"Африканский" период
В данный период художник вдохновлялся африканским искусством, в его творчестве преобладали простые, примитивные фигуры, подчеркнутые грубой штриховкой.

Первой картиной выполненной в «африканском» стиле считается «Авиньонские девицы» 1907 г.

В этот период в работах Пикассо преобладают мягко очерченные частично размытые формы. Картины написаны в теплой охристо - зеленой гамме.

Пабло Пикассо "Фермерша", 1908
1909-1912
"Аналитический" период
В аналитическом периоде Пабло Пикассо полностью сосредоточился на форме и объеме, совершенно не уделяя внимания цвету.

В структуре произведений преобладают мелкие дробленые детали, а границы между предметами и формами практически нельзя различить.

Пабло Пикассо "Человек со скрипкой", 1912
1912-1917
"Синтетический" период
В этот период монохромные композиции вновь уступают место цвету.

Среди работ тех лет преобладают натюрморты, собранные из музыкальных инструментов, нот, бутылок вина и фруктов.

В произведениях, разбавляя абстрактность, появляются реальные детали: обои, веревки, песчаные фактуры.

Пабло Пикассо "Натюрморт с фруктами на столе", 1914-1915
Кубизм в скульптуре и архитектуре
Все природные формы можно свести к сферам, конусам и цилиндрам. Начиная с этих простых основных элементов, можно сделать, что угодно
Поль Сезанн

Пьер Морис Рэймонд Дюшан Виллон "Большая лошадь", 1914

Кубизм в скульптуре развивался параллельно с кубизмом в живописи. Это происходило активно, так как главная цель кубизма - раскрытие структуры, сути объекта.

Развитие кубизма в скульптуре полностью следует за идеями Сезанна, который стремился разложить предметы на основные составляющие его плоскости и геометрические тела: сферы, кубы, цилиндры и конусы.

Наиболее важными скульпторами-кубистами были Жак Липшиц, который одним из первых перевел кубизм из живописи в скульптуру; Раймон Дюшан-Вийон, развивавший и продвигавший течение;
Александр Архипенко, являющийся крупнейшим представителем авангардизма в целом.

Пабло Пикассо, "Голова женщины", 1908
Ошибаемся, когда думаем, что приближаемся к природе, если точно воспроизводим картофель
или обнаженную натуру. Воссоздание ни к чему не приводит. Единственный способ, как уподобиться природе, – это изобретать. Изобретать в течение всей жизни
Александр Архипенко
Работы большинства кубистов основаны на резкой деформации и геометрической стилизации пластической формы, нарочитым искажением пропорций и острой линейной ритмикой, в них сохранена лишь отдаленная связь с реальностью.
Жак Липшиц "Читатель в кресле", 1922; Александр Архипенко "Идущая Женщина", 1912; Хуан Грис "Арлекин", 1917

Йозеф Гончар "Дом у Черной Мадонны", 1913
первый дом в Праге, построенный в стиле кубизм
Между кубизмом и архитектурой с самого рождения течения возникает тесная связь.
Основоположником кубизма в архитектуре стал чешский архитектор, градостроитель, дизайнер мебели, преподаватель и теоретик Павел Янак.
В своем труде «Призма и пирамида» Янак описал теоретические основы архитектурного кубизма.
Йозеф Заше, Павел Янак
Дворец Адриа,
1924
Влияние кубизма на развитие искусства
В наши дни, специалисты всех уровней активно используют кубизм в своих сферах деятельности. Мы встречаемся с данным течением и творчеством его представителей ежедневно: запоминаем логотипы компаний, чья продукция пришлась нам по вкусу; смотрим рекламу перед видеороликами в сети; на билбордах, пока едем в машине; на вывеске кафе, в котором ужинаем.
Кубизм как стиль стал особенно популярен в 2000-х годах, что связано с развитием общества, обновлением визуального языка и активным изменением культурных взглядов общественности.

"какой бы не была форма, вкус печенья остается неизменным"
Спортивные компании часто обращаются к кубизму, благодаря его особенности делать акцент на динамике изображения. Также к кубизму часто обращаются технические компании; этим стилем вдохновляются модные дизайнеры, востребованные архитекторы.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website