Абстракционизм
беспредметное авангардное направление в мировом изобразительном искусстве, литературе, кинематографе и музыке, которому свойственен отказ от реалистичного воспроизведения окружающего мира, комбинирование плоскостей и цветов для создания у зрителя определенных ассоциаций.
Суть течения
заключается в отказе от фигуративности; абстрактном воплощении смыслов, фигур, ситуаций; стремлении с помощью цвета и отсутствия привычного нам четырехмерного пространства вызвать у зрителя максимум эмоций и уникальные ассоциации.
Основная задача абстракционизма
заключается в создании целостной композиции, которая взволнует зрителя, останется в его памяти не как красивая картинка, а как ощущение, в виде эмоций и ассоциаций.
Картина не изображает некий опыт, но является опытом
Марк Ротко
История абстракционизма
К началу нового века люди почувствовали усталость от приевшихся традиций и жаждали новых чувств, новых впечатлений. Утолить эстетический голод смогло совершенно новое, неожиданно образовавшееся авангардное течение. Если посмотреть на появление абстракционизма с точки зрения политики, то это экстремизм в мире искусства.

Течение зародилось в 1910 году, когда русский художник Василий Кандинский создал первую картину в этом стиле. Вдохновением для этой работы послужила музыка Рихарда Вагнера, восхищение которой сподвигло Василия Кандинского создать нечто настолько же эмоционально насыщенное при помощи холста и красок.

Пит Мондриан "Нью-йорк", 1942
Характерными чертами абстракционизма стало нежелание его последователей передавать нашу реальность на холсты или как-то её имитировать. Это течение также называют нефигуративным или беспредметным, ведь изображаемые художниками линии и пятна не образуют единую композицию, не складываются в цельный элемент.

Абстракционистам свойственен полный отказ от формальности.
Абстракционисты считали окружающий их мир совершенным и не видели смысла в его копировании. Ими двигало стремление передать в своих произведениях гармонию, существующую во вселенной, поразить зрителя, заставить его задуматься.

Кажется ненужным изображать деревья, когда люди видят более красивые по пути на выставку
Франтишек Купка
Главные деятели течения
Василий Кандинский
российский художник, считается основоположником абстракционизма

Василий Кандинский решение стать профессиональным художником принял лишь в 30 лет.
К созданию нового течения он пришел через прослушивание музыкальных композиций, которые вызывали в нем бурю эмоций, которые он попытался перенести на холсты.

Художник вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах.
Кандинский и экспрессионист Франц Марк организовали творческое объединение «Синий всадник». В группу входили художники, танцоры и композиторы.
Люди, входящие в это объединение стремились избавиться от окаменелых традиций академического искусства.
Марк Ротко
американский художник, лидер абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля

"Мое искусство — это не абстракция. Оно живет и дышит. Мне неинтересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций: трагедии, экстаза, отчаяния и так далее. И тот факт, что многие люди вдруг теряют себя и разражаются рыданиями перед моими картинами, означает, что я могу сообщаться с этими основными человеческими эмоциями" - говорил художник.

Именно зритель был его главным критиком и судьей, только к его мнению Марк Ротко прислушивался, лишь его считал авторитетным.

Благодаря исключительным секретным техникам мастеру удавалось добиваться необычного эффекта глубины и мерцания света на своих полотнах. Всё, что его интересовало - поиск способов воплощения базовых человеческих эмоций - "трагедии, экстаза, рока и так далее". Выражением этих эмоций у Ротко становится цвет.

Трагический опыт катарсиса есть единственный источник любого искусства. Мои картины — это непредсказуемое путешествие в неизвестный мир. Скорее всего, зритель предпочел бы в него не отправляться
Марк Ротко
Франтишек Купка
чешский художник, один из первых представителей и основоположников абстрактного направления в искусстве

В 1911 году Купка создал теоретический труд «Творение в пластических искусствах», где раскрывал собственные представления о целях искусства.

Художник стремится объединить науку, музыку, живопись и оккультизм. Свои картины он создавал параллельно смотря в телескоп и микроскоп, желая отыскать в вещественном мире признаки невидимых непознанных созидающих сил.
Абстракционизм в музыке
Формы, движущиеся в звучании,— единственное содержание и предмет музыки
Ганслик Эдуард
Особенность абстрактной или абсолютной музыки в том, что ее целью не является передача чего-то, иллюстрация определенных событий, репрезентация тем и настроений.
Абстракционизм в музыке выражается в том, что она не разговаривает со слушателями, все, что она делает - звучит.

Идея абсолютной музыки начала развиваться с конца 18-го века авторами раннего немецкого романтизма: Вильгельмом Генрихом Ваккенродером и Людвигом Тиком, но этот термин впервые использовался немецким композитором Рихардом Вагнером в программе к Девятой симфонии Бетховена. Абсолютная музыка изолирована от остального искусства и от жизни, не связана с внемузыкальными атрибутами (всем, что выходит за пределы свободной игры с формой звука), особенно со словом.

Абсолютная музыкане является"целью", она должна оставаться "средством".
Музыка состоит из звукорядов, звукоформ. Они не имеют никакого другого содержания, кроме самих себя. При том что эффект, производимый музыкальной пьесой, каждый оценивает и обозначает словами в меру своей индивидуальности, никакого содержания того же самого, кроме как воспринятые слухом звукоформы, нет — ведь музыка говорит не просто через звуки, она только звуки и говорит
Ганслик Эдуард

Василий Кандинский "Последовательность", 1935
Абстракционизм в каком-то смысле начался именно с музыки.

Хотя абсолютные музыкальные произведения появились намного раньше, чем живописные и графичные, официально абстракционизм стал развиваться лишь после того, как художники попытались перенести звук в цвет, наделить его видимой и осязаемой формой.
Абстракционизм в художественной культуре
Толчком к появлению первых образцов абстрактной живописи стали именно музыкальные произведения. Художники пытались достичь эффекта, который производила на слушателя музыка.

Так опера Р. Вагнера "Лоэнгрин", вызвавшая у Василия Кандинского бурю эмоций и образов, сподвигла его на создание художественного произведения, которое бы также проникновенно сыграло на струнах души зрителя.
"Картина с кругом" - первое произведение художника, написанное полностью в абстрактном стиле.

"Лоэнгрин" Рихарда Вагнера в немецкой опере

Василий Кандинский "Картина с кругом", 1911

Еще одним экспериментом на пути создания нового течения стала картина «Импрессия III (Концерт)» написанная Кандинским после посещения выступления композитора Арнольда Шёнберга из Вены. К слову, тот творил в атональной манере — то есть, был авангардистом в музыке.
В этой работе заметен переход от фигуративности к характерному для авангардизма отсутствию любых форм и правил.

Василий Кандинский "Импрессия III. Концерт", 1911

Робер Делоне "Ритм", 1934

Французский художник Робер Делоне внес вклад в развитие авангардизма достаточно необычным образом. Работая химиком и занимаясь окрашиванием ковров для мсье Гобелена (фамилия владельцев парижской красильни в настоящий момент является именем нарицательным), Делоне изобрел цветовой "Синхронный круг", благодаря которому можно было легко достичь нужного сочетания цветов при окрашивании. На работе были отображены закономерности влияния цветов друг на друга. Разработанная им теория оказала немалое влияние на развитие многих живописных стилей.
Робер Делоне "Синхронный диск", 1912
Герхард Рихтер "Медитация", 1986
Огюст Эрбен "Композиция", 1927
Влияние абстракционизма на развитие искусства
Широкое понятие "графический дизайн", затрагивающие почти все сферы нашей жизни, включает в себя выражение смыслов, ценностей, идей путем создания разнообразных абстрактных образов. В большинстве логотипов создатели закладывают абстрактную идею, которая каждым воспринимается через свои собственные ассоциации.

Реклама часто использует ассоциативный абстрактный ряд, связанный с товаром и его характеристиками.
Подача информации через абстракции используется для привлечения большего внимания, вызова любопытства, для того, чтобы покупатель фантазировал, чтобы товар закреплялся в его памяти, и он хотел узнать о предлагаемом продукте больше.
Современные абстракционисты и сегодня стремятся создавать на своих полотнах новую реальность. Работы классиков вдохновляют многих представителей fashion-индустрии на создание невероятных образов; большое число архитекторов, вдохновившись известными на весь мир работами, используя современные технологии и материалы, воплощают в жизнь самые удивительные идеи.

рисунки Маурица Корнеелиса Эшера вдохновили сотрудников Weichlbauer und Ortis на создание абстрактного дома.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website